Мониторинг летной годности ВС
и оценка аутентичности компонентов ВС

В прессе и других средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос об эксплуатации на ВС гражданской авиации «контрафактных» агрегатов и комплектующих изделий.

Во-первых, необходимо определится – являются ли они действительно контрафактными и применимо ли, в данном случае, это определение к авиационным агрегатам и комплектующим изделиям, стоящим на воздушных судах.

Контрафактными являются «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» (Федеральный закон 166-ФЗ от 11.12.02 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»). Т.е. в классическом понимании контрафактной продукции, в гражданской авиации агрегатов не может быть в связи с техноэкономической сложностью их производства.

В соответствии с требованиями ИКАО DOC 9760-AN/967 «Руководство по летной годности», издание третье, 2014 г. Гл. 9. «Сохранение летной годности», п.9.10. «Аутентичность и работоспособность составных частей воздушного судна», а также «Методикой оценки аутентичности компонентов ВС» (2-я редакция) №24.10-966ГА введенной в действие Распоряжением ГСГА Минтранса России от 19.03.04 №24.10-35ГА и утвержденной 23.11.05 Управлением авиационной промышленности Федерального Агентства по промышленности, в настоящее время, к подобным агрегатам применяется термин – неаутентичные (неутвержденные) компоненты ВС, т.е. компоненты ВС не соответствующие требованиям государства регистрации. К ним относятся:

  • компоненты ВС поставленные в эксплуатацию организацией не наделенной такими правами;
  • компоненты ВС, прошедшие техническое обслуживание или ремонт и допущенные к дальнейшей эксплуатации, организацией, не наделенной такими правами;
  • компоненты ВС, техническое обслуживание или ремонт которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них документации;
  • компоненты ВС, достигшие ограничения срока эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения.

Применительно к гражданской авиации РФ, с учетом сложившейся специфики добавлен еще один критерий:

  • компонент ВС, имеющий неутвержденную, т.е. оформленную с отклонениями от требований нормативно-технических документов, сопроводительную и пономерную документацию.

Таким образом, в общем виде, неаутентичные компоненты ВС - это компоненты ВС несоответствующие установленным условиям производства, технического обслуживания, ремонта и(или), имеющие оформленную документации с нарушениями установленных требований.

Проблема неаутентичных компонентов ВС для России относительно не новая. Основная часть ее истоков лежит в непродуманных реформах 90-х годов.

На протяжении ряда лет в гражданской авиации существовала централизованная система материально-технического снабжения, которая, хотя и была излишне громоздкой и не вполне оперативной, но выполняла свою основную задачу по сопровождению поддержания летной годности воздушных судов путем полного и своевременного обеспечения предприятий гражданской авиации (ГА) авиационно-техническим имуществом (АТИ).

Ее основу составляли несколько крупных государственных объединений, которые своей работой гарантировали поставку с заводов-изготовителей качественного АТИ.

В настоящее время, в условиях сложившихся рыночных отношений в ГА вместо этих крупных государственных объединений появилось множество организаций и предприятий, занимающихся реализацией авиадвигателей, агрегатов, запасных частей и комплектующих изделий для воздушных судов (ВС) ГА, а также и другого АТИ. В настоящее время более 70 процентов поставок компонентов ВС обеспечивают организации-поставщики АТИ (посредники).

Как показывают работы ФГУП ГосНИИ ГА, а также ряд документов Росавиации, во многих случаях отсутствие государственной системы регулирования данной сферы деятельности отрицательно влияет на поддержание летной годности эксплуатируемых ВС. Количество грубых нарушений правил технической эксплуатации и ремонта авиационной техники (АТ), связанных с использованием авиационно-технического имущества, поступающего от фирм-посредников, исчисляется сотнями.

ФГУП ГосНИИ ГА - это единственное в Российской Федерации подразделение, занимающееся на профессиональном уровне проведением работ по оценке аутентичности и мониторингу жизненного цикла компонентов воздушных судов (ВС).

В целях исключения использования на воздушных судах неаутентичных компонентов, во ФГУП ГосНИИ ГА была разработана "Методика оценки аутентичности компонентов ВС № 24.10-966 ГА"(2-я редакция). Данная «Методика» введена в действие Указанием ГСГА от 19.03.2004 № 24.10-35ГА и утверждена 23.11.2005 Управлением авиационной промышленности Роспрома и является инструментом государственного контроля качества выполняемых работ авиапредприятиями и используется в настоящее время при:

  • проведении работ по увеличению ресурсов и сроков службы ВС;
  • переводе компонентов ВС на эксплуатацию по техническому состоянию;

Проводимые мероприятия по предупреждению поставок и выявлению в эксплуатации неутвержденных компонентов ВС.

Критерии в соответствии с
"РУКОВОДСТВО ИКАО ПО ЛЕТНОЙ
ГОДНОСТИ - DOC. 9760, VOL. II гл. 9 и
«Методики оценки аутентичности»
№24.10-966ГА
Проводимые мероприятия
Составные части, поставленные непосредственно их пользователю субподрядчиком, не наделенным такими правами; В рамках СДС ОГА проводятся работы по сертификации организаций-поставщиков авиационно-технического имущества (АТИ).
Составные части, прошедшие ТО или ремонт и допущенные к дальнейшей эксплуатации лицом или организацией, не наделенными такими правами;
  • Контроль по БД сертификатов на соответствие ФАП-145 и АП-145;
  • Электронная выверка с авиапредприятиями;
  • Проведение работ по оценке аутентичности на АРЗ и предприятиях-изготовителях.
Составные части, ТОиР которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них утвержденной документации;
  • Контроль документации с использованием БД Центральной нормативно-методической библиотеки ГА.
Составные части, достигшие ограничения срока их эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения. Отслеживание и контроль жизненного цикла компонентов ВС с использованием программно-аппаратных средств ИАС МЛГ ВС.
Компонент ВС, имеющий неутвержденную, т.е. оформленную с отклонениями от требований нормативно-технических документов, сопроводительную и пономерную документацию.
  • Проведение работ по оценке аутентичности при сертификации экземпляра ВС;
  • Организация процесса мониторинга летной годности ВС;
  • Обучение сотрудников авиапредприятий

Об эффективности применения данной «Методики», говорят следующие цифры: с 2001 года, с момента начала работ, специалистами ФГУП ГосНИИ ГА проверено более 3000 воздушных судов, причем более 50% проверенных ВС включены в систему мониторинга и сопровождения оценки аутентичности компонентов ВС, проведена проверка более 62000 компонентов ВС, при этом выявлено и отстранено от эксплуатации 5025 неаутентичных, оказывающих влияние на безопасность полетов, таких как: авиационные двигатели, лопасти несущего винта, автоматы перекоса, лопасти хвостовых винтов, агрегаты гидравлических систем, взлетно-посадочные устройства, навигационное оборудование и т.д.