Примеры инцидентов

Авиационные происшествия по причине неаутентичных компонентов ВС

Борт Описание инцидента
1 Ил-76
№ 76588
14.07.2001
При расследовании авиакатастрофы обнаружены поддельные формуляры самолета, вспомогательных силовых установок, а также дубликаты на двигатели Д-30КП, ранее списанные в Министерстве обороны Российской Федерации (из телеграммы ДПЛГ ВС и ТР ГА).
2 Ан-140
№ 4К-AZ48
Азербайджан
23.12.2005
Заключение МАК: Катастрофа самолета произошла вследствие нештатной работы бортовой системы индикации крена и тангажа (авиагоризонты) на этапе взлета и начального набора высоты.
Комиссией по расследованию установлено: Техническое состояние левого авиагоризонта и неработоспособность системы его встроенного контроля, а также работа общей самолетной системы контроля авиагоризонтов по крену и электропитанию не могли обеспечивать безопасную эксплуатацию ВС и напрямую повлияли на катастрофический исход полета, так как комиссия в ходе расследования установила контрафактность левого АГК-77-15 №0693773 и фальсификацию года выпуска блоков контроля крена БКК-18 и сигнализатора нарушения питания СНП-1, установленных на данном ВС в сторону завышения («омоложения»), соответственно на 20 лет и на 6 лет.
3 Ми-8МТВ-1
RA-27114
ОАО а/к «ЮТэйр»
02.11.2007
Республика Либерия. Катастрофа вертолета по причине разрушения в полете лопасти рулевого винта. В результате расследования установлено, что был установлен РВ с неявным жизненным циклом (заводские номера на лопастях РВ перебиты, паспорт вызывает сомнения в своей подлинности).
4 Ан-12БК
RA-11376
КГУП "Хабаровские авиалинии"
20.07.2010
Аэропорт Кепервеем. Авиационное происшествие с самолетом Ан-12БК. Установить завод-изготовитель, дату изготовления, дату установки на самолет, а также наработку электрогидрокрана ГА-163/16 № 0А056 и выключателя ВГ15-2С № 700904 из комплекта системы управления колесами передней стойки шасси самолета Ан-12БК RA-11376 не представилось возможным.
5 Ми-8Т
RA-22387
ЗАО а/к «Уктус»
19.07.2011
Район н.п. Кленовское. Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22387 ЗАО "Авиакомпания "Уктус". По результатам исследований выявлено, что изделия АГБ-3К серия 3 №№ 0604272, 0604287, установленные на ВС Ми-8Т RA-22387, являются неутвержденными компонентами ВС (выпуск и ремонт изделий не подтвержден предприятием-изготовителем).
6 Ми-2
RA-20977
ОАО «МАЛ-АВИА»
17.04.2021
Станица Северская. Катастрофа вертолета Ми-2 RA-20977 произошла по причине отделения лопасти хвостового винта в полете на малой высоте. Отделение лопасти в полете произошло в результате усталостного разрушения торсиона крепления лопасти к втулке хвостового винта при ее эксплуатации с коррозионными повреждениями. Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовало:
- невыполнение капитального ремонта хвостового винта в заводских условиях, запись в паспорте хвостового винта о проведении капитального ремонта сфальсифицирована;
- использование комплекта лопастей хвостового винта с истекшим в 1995 году назначенным сроком службы, паспорт комплекта лопастей сфальсифицирован;
- отсутствие обязательных процедур проверки аутентичности компонентов ВС при проведении сертификации экземпляра, что не позволило выявить указанные недостатки.