Система добровольной сертификации
объектов гражданской авиации (СДС ОГА)

Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) является головной организаций в отрасли в вопросах эксплуатации авиационной техники и поддержании летной годности воздушных судов. Научно-методическое обеспечение безопасной эксплуатации отечественной авиационной техники всегда было одной из приоритетных областей деятельности института. За время своего существования институтом проведен большой комплекс научно-исследовательских и прикладных работ в этой области. Результаты этих научно-технических исследований с введением Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации, должны найти свое применение в практических работах института по вопросам сертификации и оценки соответствия организаций гражданской авиации и изделий авиационной техники требованиям обеспечения безопасности полетов. Несомненно, использование научного потенциала ФГУП ГосНИИ ГА позволит повысить качество разработки и эффективность применения нормативно-методического обеспечения вопросов сертификации объектов гражданской авиации.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N184-ФЗ во ФГУП ГосНИИ ГА в 2006 году была разработана и 25 декабря утверждена "Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации".

Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации (СДС ОГА) зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации. Регистрационный номер РОСС RU.В402.04ЦА00 от 19 марта 2007 года.

Объектами сертификации в СДС ОГА являются 40 объектов по следующим направлениям деятельности ФГУП ГосНИИ ГА:

  1. Юридические лица, осуществляющие и обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы (эксплуатанты коммерческой гражданской авиации).
  2. Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
  3. Организации-поставщики авиационно-технического имущества (АТИ).
  4. Экземпляр воздушного судна.
  5. Организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
  6. Организации, осуществляющие контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда.
  7. Юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности и поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
  8. Специальные технические средства (оборудование) обеспечения авиационной безопасности и поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
  9. Лаборатории (группы) технической диагностики и неразрушающего контроля авиационной техники.
  10. Единичный экземпляр воздушного судна.
  11. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня, согласно перечням должностей авиационного персонала (АУЦ ФГУП ГосНИИ ГА).
  12. Организации, осуществляющие деятельность по организационному обеспечению полетов ВС (ОООП).
  13. Организации, осуществляющие аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских ВС.
  14. Юридические лица, осуществляющие аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.
  15. Юридические лица, осуществляющие аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов.
  16. Наземная авиационная техника для обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов.
  17. Наземная авиационная техника для технического обслуживания воздушных судов.
  18. Наземная авиационная техника для эксплуатационного содержания и ремонта аэродрома.
  19. Специальное оборудование технических средств авиаГСМ и спецжидкостей.
  20. Организации по выполнению ремонтно-восстановительных работ (РВР) на вертолётах.
  21. Тренажерные устройства имитации полета.
  22. Экземпляр авиационного двигателя, воздушного винта.
  23. Авторизованный центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
  24. Технические средства для выполнения авиационных работ.
  25. Организации по контролю массы воздушных судов.
  26. Метрологические службы предприятий воздушного транспорта, осуществляющие калибровку специальных средств измерений.
  27. Специальные средства измерений, применяемые на воздушном транспорте.
  28. Программное обеспечение средств измерений и информационно-измерительных систем, применяемых на воздушном транспорте.
  29. Испытательное оборудование, применяемое при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники.
  30. Методики (методы) выполнения измерений, применяемые при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники.
  31. Лаборатории, изготовляющие стандартные образцы для средств диагностирования авиационной техники.
  32. Лаборатории (подразделения), осуществляющие анализы состава рабочих масел авиационных двигателей.
  33. Лаборатории неразрушающего контроля авиационной техники.
  34. Организации, осуществляющие подготовку, прием экзаменов и сертификацию персонала по неразрушающему контролю в гражданской авиации.
  35. Тип воздушного судна массой менее 5700 тонны.
  36. Организация-разработчик воздушного судна массой менее 5700 тонны.
  37. Организация-изготовитель воздушного судна массой менее 5700 тонны.
  38. Организации по техническому обслуживанию и ремонту единичных экземпляров воздушных судов.
  39. Уровень авиационного шума на объекте заявителя.
  40. Вертодромы и посадочные площадки гражданской авиации.

Актуальность введения СДС ОГА подтверждена в заключенных с авиационными властями Соглашениях: 16 апреля 2007 года за № ГК-21/6-542/1122 «Соглашении о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации» и 7 сентября 2007 года за № Д-08/07/506 «Соглашении о сотрудничестве Федерального агентства воздушного транспорта и Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации», определяющими порядок взаимодействия при организации работ по оценке соответствия объектов сертификации в ГА, а также участие представителей Росавиации и Ространснадзора в работе Руководящих органов Системы.

Таким образом, введенная система сертификации являться частью системы государственного контроля и регулирования процесса эксплуатации АТ.

В СДС ОГА развернуты работы по аккредитации Центров по сертификации объектов ГА, поэтому действующие Центры по сертификации, в соответствии со своей сферой деятельности, могут пройти в СДС ОГА аккредитацию, по объектам сертификации, предусмотренными в Системе.

Использование научного потенциала ФГУП ГосНИИ ГА в проведении работ по оценке соответствия объектов ГА в разработанной СДС ОГА должно помочь авиационным властям в повышении эффективности государственного контроля и регулирования в гражданской авиации.