Нормативная база

Проблемы аутентичности компонентов ВС являются не только проблемой ГА Российской Федерации, но и характерны для всего мирового авиационного сообщества. Проведение работ по оценке аутентичности компонентов ВС определено в DOC 9760-AN/967 «Руководство по летной годности», издание третье, 2014г. Гл. 9. «Сохранение летной годности», п.9.10. «Аутентичность и работоспособность составных частей воздушного судна». Данным Руководством вводится понятие - неаутентичные компоненты ВС, т.е. компоненты ВС не соответствующие требованиям государства регистрации. Это несоответствие установленным условиям производства, технического обслуживания, ремонта и оформления документации с нарушениями установленных требований.

Одними из первых к организованному решению этой проблемы приступила авиационная администрация США (FAA), подготовив и введя в действие в 90-х годах прошлого столетия ряд нормативных документов регулирующих производство, ремонт, поставку, контроль качества компонентов ВС. В 1992г. было введено в действие руководство по информированию и выявлению сомнительных компонентов ВС (так называемые «SUP» компоненты). В 1993г. FAA внедряет, рассчитанную на 10 лет, программу Suspected Unapproved Parts, направленную на разработку и применение методик выявления, предупреждения и информирования авиационных предприятий о неаутентичных компонентах. Для реализации этой программы FAA в 1995 г. создает специальное подразделение со штаб-квартирой в штате Вирджиния и региональными отделениями. В 2007 году функции подразделения передаются службе сертификации ВС и службе контроля за организацией полетов. В результате выполнения программы были разработаны методы выявления, оценки сомнительных компонентов, выявления неутвержденных компонентов (терминология FAA) или неаутентичных компонентов (терминология ICAO). Были выявлены тысячи изделий, запасных частей отнесенных к неутвержденным компонентам, информация о которых была опубликована в извещениях FAA о сомнительных и неутвержденных компонентах. Всего за период с 1996 по 2007гг. было выпущено более 100 извещений с информацией о неутвержденных компонентах, причинах их появления, наименованиях и адресах организаций, допустивших нарушения при производстве, техническом обслуживании, ремонте, поставках компонентов. Информацию и опыт FAA о неутвержденных компонентах используют авиационные администрации других стран. Так на основе выпусков FAA европейская авиационная администрация (EASA) разрабатывает свои директивы с информацией о сомнительных компонентах. Авиационная администрация Австралии в 2002г. ввела в действие руководство по информированию и выявлению сомнительных компонентов.